Rambler's Top100
retailmagazine.ru
Торговое оборудование. Розничная торговля
Профессиональный журнал и интернет-портал для ритейлеров и поставщиков торгового оборудования, товаров и услуг
ЖУРНАЛ ПОДПИСКА РЕКЛАМА
НовостиСтатьиЭкспертыМероприятияМаркетПоставщикиСсылкиКонтакты
Главная Содержание
История
Журнал "Торговое оборудование. Лучший Выбор", июль 2003

Выставочные аферы

Российские аферисты начала прошлого века зарабатывали тем, что продавали фальшивые награды и грамоты отечественных и зарубежных выставок.

“Петербургский листок” в феврале 1909 года довольно подробно описывал механизм этого мошенничества. В один прекрасный день в контору какой-нибудь фирмы приходил человек и предлагал (за определенную мзду) устроить так, чтобы товар этой фирмы получил на некой зарубежной выставке награду. Ранг награды - похвальный лист, бронзовый жетон, орден, золотой крест с бантом, почетный диплом, или даже Grand Prix - зависел от суммы взятки.
При этом самой фирме непосредственно в выставке участвовать было необязательно - следовало лишь вручить этому агенту образец товара и оплатить ему командировочные расходы. “Число таких агентов с каждым годом все увеличивается. За последнее время почти во всех городах России появились дельцы этого типа. До последнего времени распространение знаков отличия с иностранных выставок велось в самых широких размахах. Агенты... почти во всех случаях добивались присуждения знаков отличия”, - писала газета.
Иметь на своей этикетке изображение награды, “полученной” на какой-то неведомой иностранной выставке, было, конечно, престижно, но лучше, чтобы это был российский приз. Для удовлетворения этих желаний аферисты разработали свою систему. Однажды в руки полиции попал один любопытный документ, раскрывающий процедуру получения наград на российских выставках.
На бланке комиссара Всероссийской художественно-промышленной выставки, разрешенной правительством в 1907 году, был напечатан перечень наград этой выставки с указанием сумм, за которые их можно было получить. Так, похвальный лист оценивался не ниже чем в 100 рублей, бронзовая медаль - в 140, серебряная медаль - в 200 рублей, золотая - в 400 рублей; почетный диплом стоил 500 рублей. Право изображать на своих товарах государственный герб (очень престижная награда - нечто вроде недавнего “Знака качества”) стоило целых 40 тысяч рублей!
Подобные листы через “черных маклеров” распространялись в среде торгово-промышленного мира России. Недобросовестные предприниматели попадались на эту удочку: ведь без каких-либо крупных затрат можно было получить самый главный приз! Не смущало их даже то, что стоимость, например, золотой медали, если ее заказать у хорошего ювелира, была значительно ниже, чем цена “полученной” на давно прошедшей выставке.
Самая же главная хитрость этой аферы заключалась в том, что в 1907 году никакой Всероссийской художественно-промышленной выставки не было! Последняя такая выставка в России проходила в 1896 году в Нижнем Новгороде. Таким образом, аферисты продавали награды никогда не существовавшей выставки.
Глядя на обилие наград на этикетках некоторых нынешних фирм, возникает сомнение: а не возродились ли выставочные аферисты в наше время?

Михаил Пазин


На главную страницу       Содержание номера (июль 2003 г.)

© Журнал "Торговое оборудование. Лучший выбор"

Перепечатка и использование материалов журнала и сайта допускаются только с согласия редакции, с активной ссылкой на сайт Torg.spb.ru и с указанием автора.

Яндекс цитирования