Rambler's Top100
retailmagazine.ru
Торговое оборудование. Розничная торговля
Профессиональный журнал и интернет-портал для ритейлеров и поставщиков торгового оборудования, товаров и услуг
ЖУРНАЛ ПОДПИСКА РЕКЛАМА
НовостиСтатьиЭкспертыМероприятияМаркетПоставщикиСсылкиКонтакты
Главная Содержание
Торговое оборудование
Журнал "Торговое оборудование. Лучший Выбор", июль 2003

Вендинг - бизнес для “акул”

В Европе вендинг (в переводе с английского - бизнес, основанный на получении прибыли с сети торговых автоматов) уже давно является одним из самых доходных видов бизнеса. К примеру, на Хельсинки, население которого насчитывает всего полмиллиона, приходится около 3 тыс. торговых автоматов. Для сравнения: в Петербурге, по оценкам операторов, наберется лишь 1 тыс. единиц. Как подобный бизнес развит в нашей стране? Этот вопрос мы задали ведущим операторам петербургского рынка.

Для начала уточним, что в Петербурге можно встретить торговые автоматы нескольких типов: для приготовления и продажи горячих напитков, напитков в банках и бутылках, снэковые - для реализации мелкоштучного товара, автоматы для продажи жевательной резинки и игрушек. Последние 2, как правило, являются побочным бизнесом для магазинов и кафе и устанавливаются их владельцами.
Иначе обстоит дело с автоматами первых 2 типов: практически все работающие в Петербурге торговые автоматы принадлежат крупным операторам вендинга. В их числе - компании “Торговые автоматы”, “ПиМ”, “Петро-Сервис”, “Вендэкс-Сервис” и “Автобар”.
Помимо упомянутых типов, зарубежные производители выпускают машины для торговли газетами, телефонными и Интернет-карточками, мороженым и даже жареным картофелем. Мы подробнее рассмотрим только те типы автоматов, с которыми сегодня работают вендинговые фирмы.

Автоматы для продажи напитков и снэков
В Петербург поставляются в основном аппараты для продажи напитков и снэков таких итальянских фирм, как RHEAVENDORS, OMNIMATIC, ZANUSSI, BIANCHI, WURLITZER. Кроме того, представлены немецкие аппараты Spengler. Южнокорейская продукция, широко используемая московскими операторами, в Петербурге практически не встречается. Примечательно, что у вендинговых фирм можно приобрести как новую технику, так и аппараты, бывшие в употреблении. Такие модели, наряду с новыми, предлагает компания “Торговые автоматы”.
Оборудование для приготовления и продажи горячих напитков рассчитано на работу с определенными ингредиентами: зерновым или растворимым кофе. Впрочем, есть и автоматы “2 в 1”, позволяющие готовить кофе как из зерна, так и из сублимированного продукта. Такую модель - кофейный автомат Kikko - предлагает компания NECTA VENDING SOLUTIONS. Число приготавливаемых напитков, путем программирования, в отдельных аппаратах достигает 32-х. При прямом выборе нажатием кнопки напротив желаемой позиции - не более 15-16-ти. Впрочем, этого вполне достаточно, так как ассортимент большинства торговых автоматов включает ограниченное число позиций: эспрессо, кофе с молоком и сливками, каппуччино, мокаччино, лимонный чай и шоколад.
Процесс приготовления напитка, занимающий несколько секунд, осуществляет встроенный в торговый автомат микропроцессор. Получив заказ, машина смешивает порошок и воду в специальной емкости с помощью миксера. Затем готовый напиток подается в стаканчик. В оптимальном варианте торговый автомат должен быть снабжен устройством подачи стаканчиков. В небольших настольных моделях, рекомендуемых производителями для использования в офисах, такая возможность отсутствует, поэтому стаканчики ставят в специальный держатель, который крепится на корпус торгового автомата.
Если аппарат подключается к водопроводу, специалисты советуют установить фильтр, очищающий воду от примесей хлора и тяжелых металлов. Иной вариант - автономная система оснащения водой: когда готовая к употреблению питьевая вода поставляется в канистрах.
Вместе с приобретением автомата выбирается форма оплаты товара.
- Самые простые и дешевые платежные системы - жетоно- или монетоприемники без функции сдачи, - рассказывает Юрий Козюлин, директор петербургского филиала компании FORMTRADE. - Подороже покупателю обойдутся монетоприемники, выдающие сдачу. Но самый гибкий вариант, рекомендуемый нами, подразумевает установку и монето-, и банкнотоприемника. В качестве форм расчета также может использоваться карточная система (на карточку каждого сотрудника предприятия, где установлены такие автоматы, начисляется определенная сумма, которую он может потратить на напитки).
Снэковые автоматы позволяют продавать до 30 позиций фасованных товаров (печенье, шоколад, орехи, быстрорастворимые супы и так далее). Различаются аппараты этого типа вместимостью (от 200 до 400 единиц товара) и конструкцией (шнековая или барабанная).

Петербургский рынок торговых автоматов
Прибыль с одного торгового аппарата по продаже горячих напитков, по свидетельствам петербургских операторов, составляет от 400 до 1000 долларов в месяц. Себестоимость чашки кофе невелика - 3-4 рубля. Это позволяет вендинговым компаниям делать наценку в 200-300%. Правда, летом доход с автоматов по продажам горячих напитков падает примерно на 20%. Издержки сезонности можно компенсировать, например, устанавливая рядом автоматы по продаже холодной воды. Снэковые автоматы пока не рассматриваются специалистами вендинга как серьезный источник дохода.
- Наценка на продаваемый из снэковых автоматов товар составляет не более 30%. Соответственно, пока их можно рассматривать только как возможность развивать бизнес вглубь (устанавливать дополнительные автоматы там, где они уже приносят доход), - говорит Сергей Матвеев, генеральный директор компании “ПиМ”. - Мы установили несколько торговых автоматов в дополнение к аппаратам по продаже горячих напитков. Это расширило ассортимент предлагаемых товаров и повысило уровень продажи напитков.
Распространению этой техники, по мнению специалистов, могли бы способствовать PR-программы фирм-производителей снэков. Многие зарубежные компании приобретают автоматы со специальным рекламным оформлением и используют их для реализации собственной продукции. Даже если сам автомат не приносит большой прибыли, реклама работает так, что окупает расходы на его приобретение сполна.
- В России подобную схему работы реализуют, например, компания COCA-COLA, устанавливающая аппараты по продаже баночного напитка, и производитель кофе Nestle, интересы которого представляет наша компания, - продолжает Сергей Матвеев. - Однако наши попытки вести переговоры с российскими производителями снэков пока не увенчались успехом. Подобный способ рекламы сегодня оценивается ими как довольно дорогостоящий.
Успех в вендинговом бизнесе в значительной мере зависит от выбора места установки автомата.
- Специалисты вендинга стараются выбирать площадки, где находится (работает) большое число людей при незначительной ротации, - говорит Юрий Козюлин. - Лучше, если посетители заведения находятся в нем некоторое время, ожидая чего-нибудь. Этим требованиям, например, отвечают бизнес-центры, ГАИ, автосервисные станции, аэропорты, вокзалы, больницы.
Один из самых удачных вариантов - возможность установки автомата на предприятии, где руководство оказывает дотации сотрудникам, выделяя каждому определенную сумму на напитки из автоматов. В то же время, операторы никогда не ставят свои автоматы на улице - во избежание нападений вандалов и порчи от неблагоприятных климатических условий. В числе непривлекательных для размещения автоматов мест операторы называют метро (пассажиры всегда спешат и не настроены на покупки), магазины, Интернет-клубы и Интернет-кафе (юные посетители этих заведений кофе предпочитают пиво).
Отношения с руководством заведения, в котором устанавливается автомат, строятся на договорной основе: компания-оператор обычно платит за аренду площади. Одно время компании также активно практиковали предоставление аппаратов в аренду заинтересованным организациям. Правда, со временем разочаровались в этой форме сотрудничества, так как большинство арендаторов небрежно относились к обслуживанию оборудования, и прибыли, приносимые автоматами, были гораздо ниже, чем в том случае, если бы он находился на обслуживании у оператора.
По словам специалистов вендинга, к ним ежедневно поступают просьбы об установке торговых автоматов. Но если раньше они удовлетворялись на 100%, то теперь производится оценка привлекательности точки. Если прогнозируемый уровень потребления - менее 50 чашек в день, в просьбе отказывают.
- И даже специальные системы оценки перспективности того или иного места не позволяют абсолютно точно определить, будут в месте установки пользоваться автоматом или нет, - говорит Сергей Лыткин, генеральный директор компании “Торговые автоматы”. - Например, у нас есть автоматы, которые за 2-3 года сменили по 5-6 мест.
Самый ходовой напиток у петербуржцев - черный кофе.
- Черный кофе, по нашей статистике, составляет почти треть (30,8%) продаваемого нами товара, - делится информацией Сергей Лыткин. - На втором месте - шоколад (18,9%), популярность которого в последнее время значительно возросла. Чуть меньше (16,4%) приходится на каппуччино. Далее идут лимонный, черный чай и кофе со сливками.
По словам представителей вендинговых компаний, говорить о серьезной конкуренции в этой сфере пока не приходится. По европейским меркам, Петербург обеспечен торговыми автоматами пока недостаточно. А это значит, что место для новых операторов есть. Правда, спрос на товар, продаваемый через торговые машины, еще низкий, и успех этого бизнеса будет во многом зависеть от того, войдет в обиход петербуржцев или нет эта быстрая и сравнительно недорогая услуга.

Как открыть бизнес
Один автомат для приготовления и продажи горячих напитков с возможностью установки платежной системы обойдется предпринимателю в 2600-3000 долларов. К этому нужно добавить стоимость монето- и банкнотоприемников (1200 долларов) и фильтра (60 долларов).
Лицензии на торговлю владельцу торгового автомата получать не придется - потребуеытся гигиенический сертификат на оборудование, который должна выдать компания-продавец.
Далее предприниматель определяет место установки оборудования и схему его обслуживания.
- На первый взгляд, торговые автоматы - простой бизнес, - говорит Сергей Матвеев. - Но мы за несколько лет убедились, что как штучный товар торговые автоматы совершенно не актуальны. Как правило, через год покупатели просили нас забрать приобретенное оборудование обратно. Все дело в том, что они воспринимали машину как источник чистого дохода: устанавливали и забывали про нее. А эта техника, как и любое оборудование, требует грамотного и своевременного обслуживания. Если предприниматель не готов брать на себя весь круг проблем, разумнее приобрести кофеварку и посадить рядом продавца.
По оценкам опрошенных специалистов, говорить о получении стабильной прибыли можно только начиная с 30 автоматов. Для обслуживания такой сети потребуются кассир, наладчики (один специалист в состоянии обслуживать 20-30 аппаратов). Стоит позаботиться и о наличии минимального набора запчастей, позволяющего избежать длительного простоя машин в случае возникновения технических проблем.
Большинство операторов определяют срок окупаемости торгового автомата в 1 год. Однако, по их мнению, если сегодня на рынке попытается развернуться еще один крупный оператор, выжить он сможет, только отложив сроки окупаемости своего оборудования на 5-6 лет.

Юлия Яковлева


На главную страницу       Содержание номера (июль 2003 г.)

© Журнал "Торговое оборудование. Лучший выбор"

Перепечатка и использование материалов журнала и сайта допускаются только с согласия редакции, с активной ссылкой на сайт Torg.spb.ru и с указанием автора.

Яндекс цитирования