Rambler's Top100
retailmagazine.ru
Торговое оборудование. Розничная торговля
Профессиональный журнал и интернет-портал для ритейлеров и поставщиков торгового оборудования, товаров и услуг
ЖУРНАЛ ПОДПИСКА РЕКЛАМА
НовостиСтатьиЭкспертыМероприятияМаркетПоставщикиСсылкиКонтакты

Главная Содержание
ККМ. Весы. Автоматизация
Журнал "Торговое оборудование. Лучший Выбор", июль 2003

Новый закон вызывает споры

О том, что Президентом России подписан новый закон, регламентирующий применение ККМ, мы уже писали. Он вступил в силу с 27 июня и теперь даже называется по-другому: “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт”. Суть нового документа разъясняли специалисты на конференции “О применении ККМ”, проходившей в дни юбилея Петербурга.

Рынки выиграли
- Основные понятия в законе остаются неизменными: фискальная память, фискальный режим, - рассказывает Игорь Горкольцев, начальник отдела оперативного контроля за применением ККМ Управления Министерства по налогам и сборам. - Это говорит о том, что данная техника остается государственным инструментом контроля за наличным денежным оборотом. Для налоговой службы новость заключалась в том, что перечень тех организаций, которые освобождаются от применения контрольно-кассовых машин, вошел в закон как одна из статей (до сегодняшнего дня он утверждался Правительством России отдельно).
Основное нововведение - от применения ККМ освобождаются торговые места на рынках, за исключением находящихся там магазинов и ларьков. Также касса не нужна при продаже ценных бумаг, лотерейных и проездных билетов, газет и журналов в киосках. Ушли из этого перечня маршрутные такси, что тоже важно.
Освобождаются от контроля со стороны налоговых органов организации кредитной сферы - банки, в частности. Обязанность пользоваться ККМ за ними остается, но контролировать их будет исключительно Центральный банк.
Таким образом, очевидно, что борьба рынков и торговых зон против касс завершилась полной победой торговли. Что касается контролирующих функций налоговой службы, то, по словам Игоря Горкольцева, они тоже будут меняться: при актуализации фискальной памяти присутствие представителей налоговых органов становится обязательным.
За ними остается также контроль за соблюдением правильности выдачи чеков и за полнотой учета выручки у предпринимателей и организаций. Это один из основных вопросов, так как манипуляции с кассовым аппаратом с целью уменьшения выручки и налоговой базы выявляются в каждом 4-м случае. В прошлом году в Петербурге было выявлено 105 таких случаев, в I квартале этого - 18.
Кроме того, из нового закона ушло понятие “центры техобслуживания” - в нем сказано, что за исправность ККМ должен отвечать ее пользователь, но, естественно, он это будет делать с помощью специально предназначенных организаций или ЦТО.

Есть и недостатки
Игорь Вольфсон, заведующий Лабораторией эталонных образцов в Петербурге, комментируя закон, отметил, что он, как и предыдущий (принятый 18 июня 1993 года), на многие годы регламентирует жизнь страны в этом направлении, а потому должен быть максимально точным.
- Даст он толчок в развитии касс или затормозит его - покажет будущее, но хотелось бы обратить внимание на техническую сторону закона. С одной стороны, документ выглядит более широким по классу техники, чем действовавший до него. Теперь контрольно-кассовая техника - это и ККМ, оснащенные фискальной памятью, и электронно-вычислительные машины, в том числе и персональный компьютеры, и программные комплексы.
Однако в определениях Игорь Вольфсон обнаружил некоторые неточности. ККМ в законе рассматривается именно с фискальной памятью, но про обеспечение ею ЭВМ и программных комплексов ничего не сказано. Однако по всему остальному тексту закона очевидно, что ею должна быть оснащена вся техника. Более того, спустя полгода после принятия закона применение ККМ без фискализации не допускается.
Не менее спорный вопрос возникает и о Госреестре. Формально для его ведения уполномочивается федеральный орган, который составляет перечень заново. Однако сейчас есть ряд ККМ, которые исключены из реестра, но разрешены к эксплуатации исполнительной властью. Совмещая все эти решения в новом реестре, необходимо не перечеркнуть базу, а развить ее.
Кроме того, из самого названия закона выпали слова “при расчетах с населением”. А это означает, что любые денежные операции предпринимателей друг с другом тоже должны сопровождаться чеком - что не соответствует действительности.

О чем не подумали законодатели
Заведующий лабораторией ККМ Центра подготовки персонала Министерства по налогам и сборам России Валентин Гришин, критикуя некоторые положения закона, высказал пожелания, что следовало бы обязательно в него внести.
Во-первых, он посчитал неправильным то, что защита фискальной информации в ККМ сосредоточена только на самих машинах - в виде заводской пломбы, электронной контрольной ленты, бумажной пломбы, а человек ни за что не отвечает. Кассир находится вне поля действия всех законодательных актов, хотя он мог бы осуществлять самую действенную контрольную функцию. Он постоянно находится рядом с машиной, а потому был бы самой лучшей гарантией того, что касса работает исправно и информация сохраняется в ней.
Но кассир не имеет никаких прав и обязанностей. По закону, к работе на кассовой машине может быть допущен только человек, прошедший специальное обучение. Существует специальный ГОСТ-Р 51305-99 “Розничная торговля. Требования к персоналу”. По нему, кассир-оператор должен знать очень многое: ряд способов исправления, когда машина вышла из строя, уметь оформлять финансовые документы, осуществлять инкассацию, отличать настоящие деньги от поддельных, практически работать на всех типах машин из реестра. Кроме этого, существует Постановление Правительства РФ № 823 от 26.10.2000 г., где четко сказано, что профессию кассира-оператора нельзя получить экстерном, а только в организации, которая занимается образованием и выдает удостоверения по окончании.
Но в повседневной практике эти документы не исполняются, и за кассой порой сидит человек, которого лишь научили нажимать определенные клавиши.
Второй минус закона, по мнению Валентина Гришина, заключается в том, что в нем нет единого стандарта исходного документа - чека. Все 150 машин, которые находятся в реестре, печатают их по самым разнообразным формам, которые значительно отличаются между собой. Клише, стоимость, цена могут располагаться в самых разных углах, а в ряде чеков вообще печатаются сокращения, которые даже налоговому инспектору прочитать сложно.
Очевидно, что мнение специалистов по поводу закона неоднозначно. Но окончательную оценку все они пока давать воздерживаются - оценить результаты его действия можно будет лишь спустя некоторое время.

Марина Карусева


На главную страницу       Содержание номера (июль 2003 г.)

© Журнал "Торговое оборудование. Лучший выбор"

Перепечатка и использование материалов журнала и сайта допускаются только с согласия редакции, с активной ссылкой на сайт Torg.spb.ru и с указанием автора.

Яндекс цитирования